Что нужно знать для правильного составления сметы, какие пункты необходимо в ней прописать и как остаться в рамках бюджета.

Ремонт — дело непростое и дорогое. Поэтому перед началом работ важно составить смету. Во-первых, это позволит рассчитать объем затрат, правильно распределить бюджет и понять, где можно и нужно сэкономить. Во-вторых, даст точный перечень работ и необходимых покупок. В-третьих, даже если ремонтом будет заниматься подрядчик с собственной сметой, вы сможете понять, нет ли в его документе каких-то лишних материалов, накруток по цене и других подводных камней.

Перечень работ

Без сметы можно обойтись, пожалуй, только при проведении минимального косметического ремонта. Поэтому в первую очередь необходимо четко определиться, что вам нужно — капитальный ремонт или косметический, реконструкция всей квартиры или частичная переработка интерьера. И в соответствии с этим составить перечень требующихся работ.

Подобный перечень позволит точно оценить масштабы ремонта и понять, сколько потребуется времени на его проведение, а также определиться, что можно сделать самостоятельно, а для каких действий лучше привлечь специалистов. Недооценка объемов работ на начальном этапе может привести к тому, что ремонт затянется на неопределенный срок.

Распределение работ

Даже если вы планируете делать ремонт самостоятельно, есть работы, которые стоит поручить профессионалам — сантехникам, электрикам и так далее. Во-первых, ради безопасности, во-вторых, потому что у профессионалов есть специализированное оборудование. Зачем, скажем, покупать совсем не дешевый перфоратор, если после ремонта вы им пользоваться не будете?

Замеры помещения и расчет расхода материала

После того, как определен необходимый фронт и объем работ, нужно провести тщательные замеры помещений, где будет вестись ремонт. Измеряются высота потолков, длина и ширина комнат, окон и дверей, и в соответствии с полученными цифрами рассчитывается площадь стен, пола и потолка (они различаются), оконных и дверных проемов.

На основании проделанных вычислений нужно будет высчитать количество и объем требуемых отделочных материалов, проводки, водопроводных коммуникаций и так далее.

Пара хитростей

  1. Если в квартире не проводились серьезные переделки, размеры можно посмотреть в плане МБТИ или в стандартном проекте, если дом серийный.
  2. В интернете можно найти специальные программы-калькуляторы, которые позволят быстрее и проще сделать расходные расчеты.

Нормы расхода строительных материалов обычно пишутся на упаковке (например, на упаковке обойного клея — “8-10 рулонов” или “до 35 м2”), а также часто указываются в описании товара в интернет-магазине. Кроме того, в сети можно найти таблицы с расчетами расхода основных стройматериалов (обои, плитка и т.д.). Не забудьте, что если нужна подгонка по рисунку или имеются какие-то неровности поверхности, потребуется большее количество, скажем, тех же обоев.

Важный пункт — берите материалы с небольшим запасом, примерно на 10-15%. В случае брака или порчи будет чем заменить “некондицию”. И даже если лишнего не понадобится, у вас останется резерв для мелкого ремонта.

Пример расчета обоев для кухни:

  1. Вычесть из общей площади стен площадь окон, дверей и кухонного фартука с плиткой.
  2. Полученную площадь разделить на площадь рулона обоев.
  3. Округлить результат до целого.
  4. Прибавить 1 рулон для запаса.

Замеры и расчеты займут время, но не пропускайте этот этап. В противном случае есть риск купить слишком много или слишком мало материалов, а то и приобрести гарнитур, который не помещается в кухню.

Дизайн-проект

Еще один важный для составления сметы момент — дизайн-проект. Можно взять готовый или заказать индивидуальный у дизайнера; в любом случае, ориентируясь на него, вы будете понимать, какие именно материалы, а также мебель, техника, светильники и предметы декора вам понадобятся.

Инвентаризация

Прежде чем начать гуглить прайс-листы и ездить по строительным магазинам, изучите собственные запасы, чтобы понять, какие материалы и инструменты у вас уже есть, и что нужно докупить. Не помешает опросить друзей и родных — вдруг у кого-то осталась лишняя краска после ремонта, а также нужный инструментарий, которым они сейчас не пользуются и могут одолжить. Это позволит сэкономить средства.

Изучение рынка

Изучите цены на черновые и отделочные материалы, а также стоимость работ, для которых вы будете привлекать профессионалов. Ориентируйтесь на среднюю и даже максимальную цену — именно ее вы будете вписывать в смету. Если бригада рабочих возьмет меньшую сумму, а обои будут стоить дешевле — тем лучше. Зато выделенных по смете денег точно хватит на ремонт.

Сама смета

На основании перечня работ, списка требуемых материалов и цен можно составлять смету. Это удобно делать в программах, работающих с таблицами, такими как Excel.

В смете должны быть прописаны следующие пункты:

  • материалы (черновые и чистовые),
  • расходники — гвозди, сверла, крепежи, инструменты и т.д,
  • выполняемые работы — демонтажные, черновые, чистовые, смежные (к последним относятся, например, установка кондиционера или прокладка кабеля для ТВ/интернета),
  • затраты на доставку груза,
  • затраты на вывоз мусора.

Для каждого пункта нужно указать количество (если есть) и стоимость. Если материалы уже есть в наличии — ставим прочерк в разделе цены. То же самое — если работа будет выполняться самостоятельно.

В таблице лучше писать не просто общее наименование — например, “шпатлевка” или “обои”, но и указывать марку/название/цвет. Это позволит точнее ориентироваться при покупке и указывать более конкретную цену.

В смету вписывается все необходимое — от труб и проводки до потолочных плинтусов и люстр. Это нужно, чтобы четко понимать размеры затрат. Не забывайте также, что, к примеру, пункт “поклейка обоев” может потребовать не только обоев и обойного клея, но также и выравнивания стен.

Когда все пункты заполнены, можно подбить общую ориентировочную цену и посмотреть, укладывается ли она в бюджет, и не стоит ли где-то пересмотреть пожелания.

Еще несколько хитростей

1. Как уже говорилось выше, делайте запас — на 10-15% (на случай брака или последующего мелкого ремонта). Но помните, что некоторые материалы нельзя брать впрок — из-за ограниченного срока годности.

2. Не покупайтесь на подозрительно дешевые предложения подрядчиков — чаще всего это значит, что работы будут выполнены непрофессионально, или же затем обнаружатся какие-то дополнительные расходы.

3. Постарайтесь не начинать ремонт, не имея в запасе всей необходимой суммы, указанной в смете. А еще лучше — умножьте ее на 1,5 и ориентируйтесь на эту цифру. Потому что всегда бывают форс-мажорные обстоятельства, такие как подорожание материалов или неучтенные расходы. Денежный резерв убережет от простоев бригады и затягивания ремонта на неопределенный срок.

Итого

Сделать смету, не имея опыта, достаточно сложно. Поэтому часто ее составление поручают специалистам — обычно тому же подрядчику, который затем будет заниматься ремонтом. Но провести предварительные расчеты по ценам не помешает в любом случае — чтобы ориентироваться по бюджету и не переплачивать за то, что вам не нужно.

Если же вы решили сделать и ремонт, и смету своими руками, то надо будет осваивать строительную бухгалтерию. Упростить работу при составлении сметы смогут специальные программы, которые можно найти в интернете (в том числе и бесплатные), а также онлайн-калькуляторы, предлагаемые на сайтах некоторых строительных компаний.