Достаточное количество света в квартире – это не роскошь, а жизненная необходимость. Без него и серотонин не будет вырабатываться в нужных количествах, и витамин D, и многие другие физиологические процессы обитателей жилья дадут сбой. Вот только далеко не все современные новостройки «заточены» под потребности их будущих обитателей. К счастью, в некоторых случаях исправить можно даже естественную освещенность, а если не получается – подкорректировать ситуацию осветительными приборами.

освещенность квартиры

Как понять, достаточна ли освещенность комнаты

Согласно строительным и санитарным нормативам, оценивать нужно освещенность всей квартиры в целом. Но если это не квартира-студия, может получиться так, что в части комнат с количеством солнечного света будет все в порядке, а в других – нет. Понять, есть ли в квартире такая проблема, совсем не сложно. Для этого для каждой комнаты необходимо вычислить всего два показателя: световой коэффициент и коэффициент заглубленности.

Для подсчета светового коэффициента следует измерить площадь остекления окна или окон, если в комнате их несколько (оконные переплеты не считаются, света они не пропускают), а затем разделить получившееся значение на площадь комнаты. Если результат вычисления оно окажется в диапазоне 0,16–0,25 – все в порядке. Если меньше – стоит подумать, не заменить ли окна, выбрав вариант с более узким переплетом: собственно, других возможностей впустить в комнату естественный свет нет, поскольку расширять оконный проем в многоквартирном доме едва ли позволят. Показатели выше нормативов на практике почти не встречаются, но даже если вдруг значение окажется выше, проблему легко откорректировать за счет штор.


Световой коэффициент = площадь остекления / площадь комнаты


 

Гораздо интереснее коэффициент заглубленности, который покажет, а «долетит» ли естественный свет до дальней части комнаты, то есть равномерность ее освещения. Дело в том, что при проектировании современных новостроек ради большей экономической эффективности пятно застройки пытаются использовать по максимуму, то есть сделать так, чтобы при минимальной площади фасадов здание вместило как можно больше квадратных метров. В результате большинство комнат превращаются в узкие, их длина заметно превышает ширину, но главное – окно оказывается на самой короткой стене. Чтобы узнать, насколько ситуация критична, нужно расстояние от пола до верхней точки оконного остекления разделить на глубину комнаты (в норме эти значения должны соотноситься как 1:2).


Коэффициент заглубленности = расстояние от пола до верхней точки оконного стекла / глубина комнаты 


 

Отсюда вытекает два любопытных следствия.

Первое. Высокие потолки, воспринимаемые россиянами как неоспоримое достоинство квартиры, может, и являются эстетически привлекательными, но солнца не добавят, поскольку дело вовсе не в них, а в расположении конкретного оконного проема.

Второе касается панорамного остекления, когда окно начинается чуть ли не от линии пола. Общую освещенность, которая зависит от площади остекления, оно, конечно же, увеличит, а вот более равномерным естественный световой поток не сделает.

 

Как скорректировать недостаточную освещенность комнат

В монолитных домах, в случае если квартиры сдаются либо со свободной планировкой (когда в документах квартира любой площади значится однокомнатной), либо с планировкой в проектном решении (когда внутренних перегородок в квартире нет, однако их расположение присутствует в техническом паспорте), эту проблему, в принципе, решить несложно. Главное – перед началом ремонтных работ правильно вычислить, где же должны располагаться стены. Другое дело, что в результате квартира может оказаться несуразной: комнаты станут маленькими, а площадь коридоров и других помещений без окон, напротив, сильно увеличится. А вот в панельных домах не факт, что удастся и это: все будет зависеть от того, какие конкретно стены являются несущими. Чтобы хотя бы частично сгладить проблему, по возможности под детскую или кабинет стоит приспособить комнату, окна которой выходят на юг или юго-восток: в ней хотя бы продолжительность естественного освещения будет выше.

 


Сами по себе высокие потолки и панорамное остекление еще не делают квартиру более светлой


 

Более глобально корректировать ситуацию придется правильной расстановкой мебели и рациональной организацией хотя бы искусственного освещения. Пользы от него, конечно, меньше, чем от естественного, но лучше хоть что-то, чем вообще ничего. Для этого используют другой норматив – так называемый показатель горизонтальной освещенности. Он определяется в люксах (Лк), измеряется на уровне 0,85–1 м от пола и показывает соотношение величины светового потока, выраженной в люменах (Lm), к площади горизонтальной поверхности (в кв.м). В комнатах, где обитают взрослые, а также в гостиных и кухнях достаточно, чтобы этот показатель оставлял 150 Лк, а вот в детских его величина должна быть 200 Лк. Иными словами, либо источники освещения в детских комнатах должны быть более мощными, либо самих осветительных приборов должно быть больше.

 

Как узнать, сколько лампочек должно быть в комнате

Чтобы вычислить необходимую мощность или количество осветительных приборов, в быту гораздо удобнее использовать еще один показатель освещенности, который демонстрирует соотношение мощности всех ламп к площади комнаты. Для детских, например,  с высотой потолков до 3 м в норме он должен составлять 20-22 Вт/кв.м. То есть для комнаты площадью, скажем, 12 кв.м мощность всех ламп должна укладываться в пределы 240–264 Вт. А если в детской, например, 18 кв.м, то потребуется уже 360–369 Вт. Но нужно понимать, что эти подсчеты сделаны для ламп накаливания. Другие при той же потребляемой мощности обладают более высокой светимостью. Так, галогеновые лампы дают в 1,5 раза больше света, а люминесцентные и энергосберегающие светят в пять раз сильнее.

Что же касается распределения источников искусственного света внутри комнаты, тут все просто и логично. Например, в детской комнате их максимум должен приходиться на те зоны, где малыш будет играть и делать уроки, а минимум – где разместится его кроватка. Все остальное – это уже дизайн.

Автор: Наталия ПАВЛОВА-КАТКОВА