А. Гончаров дает комментарии об инвестициях населения в строительство, страховании рисков дольщиков, 214-ФЗ - подробнее читайте на Мосдольщик.рф

На сегодняшний день на территории Москвы с привлечением средств граждан работают 243 застройщика. Об этом 19 июня 2017 года сообщил заместитель Председателя Москомстройинвеста Александр Гончаров в ходе заседания экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству на тему: «Совершенствование системы государственного надзора и строительного контроля в градостроительстве».

Так, по словам заместителя Председателя Комитета, на сегодняшний день объем вложений граждан в строительство недвижимости в Москве составляет порядка 900 млрд рублей. «Поэтому финансовый контроль, который осуществляет Москомстройинвест, крайне важен для граждан, так как они хотят быть уверенными в том, что деньги, которые они вложили в недвижимость, превратятся в реальные квартиры», — подчеркнул он.

Вместе с тем он отметил, что при осуществлении своих надзорных функций Москомстройинвест сталкивается с рядом пробелов в законодательстве. «В этой связи мы просим Минстрой и законодательные органы власти поддержать наши инициативы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности», — пояснил Александр Гончаров.

Прежде всего, по словам заместителя Председателя Москомстройинвеста, необходимо усовершенствовать систему страхования рисков участников долевого строительства, т.к. существующая система не работает. «На территории Москвы имеется более 20 страховых компаний, которые заключают с застройщиками договоры страхования. Однако, при анализе условий этих договоров, мы увидели, что получение страховых выплат невозможно», — пояснил он. Именно поэтому, по его словам, Комитет приветствует создание Компенсационного фонда и просит ускорить этот процесс.

Второй момент, на который Александр Гончаров обратил внимание – существующие сегодня нормативы финансовой устойчивости застройщиков крайне устарели. «Мы анализируем финансовую состоятельность застройщиков по тем нормативам, которые были утверждены в 2005 году и зачастую получаем не соответствующую действительности картину. У нас есть ряд застройщиков, в том числе крупных, в добросовестности которых мы не сомневаемся, но при этом они не соответствуют нормативам обеспеченности. Мы уже неоднократно обращались в Минстрой с просьбой доработать нормативы и утвердить их в Правительстве РФ, чтобы контролирующие органы могли реально оценивать финансовую составляющую застройщиков», — пояснил заместитель Председателя Комитета.

Кроме того, он напомнил, что в Москве более 51% застройщиков относятся к субъектам малого бизнеса. При этом в их число входят застройщики, которые привлекают и привлекли более 1 млрд рублей средств населения. «Несмотря на привлеченные суммы и колоссальный объем обязательств перед гражданами, они относятся к субъектам малого предпринимательства, и мы не имеем юридической возможности проверять их чаще, чем 1 раз в три года», — подчеркнул Александр Гончаров.

Он также отметил, что жизненный цикл строительства и исполнение обязательств перед гражданами составляет в среднем от 15 месяцев до двух лет. «В этот срок застройщик не только привлекает денежные средства, но и фактически должен выполнить обязательства перед гражданами. Но по той системе, которая сегодня складывается, мы можем выйти на проверку застройщика только тогда, когда он теоретически должен закрыть все обязательства перед соинвесторами», — пояснил Александр Гончаров.

В этой связи Москомстройинвест просит применять к деятельности по привлечению денежных средств рискоориентированный подход.

В ходе выступления заместитель Председателя Москомстройинвеста вернулся к вопросу о необходимости введения уголовной ответственности за неправомерное использование застройщиками денежных средств граждан. «На сегодняшний день у нас есть только уголовная ответственность за неправомерное привлечение, а фактически за растрату денежных средств населения ответственности у застройщика нет», — подчеркнул он.

Заместитель председателя Комитета также напомнил, что действие 214-ФЗ необходимо расширить и на нежилые помещения.

Кроме того, Александр Гончаров отметил важность предоставления контролирующему органу права осуществлять досудебную приостановку деятельности застройщика по привлечению денег населения. «Дело в том, что сложившаяся система не позволяет оперативно пресекать нарушения со стороны застройщика», — пояснил он.

По его словам, Комитет не намерен ограничивать его работу по строительству, хозяйственную деятельность. «Мы исключительно просим предоставить нам право во внесудебном порядке останавливать привлечение денежных средств граждан. Любые альтернативные источники финансирования в данном случае застройщик может применять. Но если мы видим, что он нарушает действующее законодательство, установленные нормативы, основной нашей задачей мы считаем защиту интересов граждан», — пояснил заместитель Председателя Комитета.

В ходе выступления он напомнил, что на сегодняшний день Москва – это первый и пока единственный регион, где отчетность застройщика принимается в электронном виде. «Тот опыт, который есть в Москве, должен быть применим во всех регионах. Это упростит общефедеральный контроль. Мы считаем, что сдача отчетности застройщика исключительно в электронном виде это должна быть законодательно закреплена», — сообщил он.