Для расчета неустойки нужно знать ставку рефинансирования Центробанка РФ на день фактической передачи квартиры дольщику, либо же, если квартира не передана, на день подачи претензии застройщику или искового заявления в суд.
Статья 6 закона о долевом строительстве прямо указывает на то, что застройщик обязан выплатить дольщику неустойку за просрочку передачи жилья. Она же оговаривает размер пени: “1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки”. Если же дольщик – гражданин, то есть физическое, а не юридическое лицо, то пеня уплачивается в двойном размере: 2/300 или 1/150 ставки рефинансирования.
То есть формула расчета выглядит так:
размер неустойки = ставка рефинансирования х 1/150 х цена квартиры по ДДУ х количество дней просрочки
С 1 января 2016 года при расчетах пени по 214-ФЗ ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ. А ключевая ставка периодически изменяется, то есть при расчетах неустойки важно знать ее размер в нужный момент времени. Актуальные значения можно найти на сайте Центробанка. На 24 ноября 2017 года ключевая ставка составляет 8,25%. Умножаем 8,25 на 1/150, получаем 0,055 – это и будет одна стопятидесятая от ставки рефинансирования.
Разберем на примере. Допустим, по ДДУ квартира стоит 3 миллиона рублей. Просрочка составляет 177 дней. Квартира до сих пор не передана, то есть неустойка рассчитывается по действующей сейчас ставке рефинансирования. Следовательно,
8,25 х 1/150 х 3 000 000 х 177 = 292 050,00 рублей.
Именно столько должен выплатить застройщик.
Если же застройщик не ответил на претензию о нарушении сроков и не выплачивает неустойку, дольщик имеет право обратиться в суд. При этом он может рассчитывать не только на неустойку, но также на
- возмещение убытков (например, расходов на съем жилья из-за нарушения сроков передачи квартиры),
- компенсацию за моральный вред,
- возмещение судебных расходов,
- сумму штрафа, который полагается застройщику за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.