Навязанные услуги: стоит ли дольщику «качать права»?

 

Нередко перед оформлением договора долевого участия (ДДУ) менеджеры отдела продаж девелоперской компании ставят дольщика перед фактом, что он должен оплатить некие услуги. Это может быть, как бронирование или резервирование понравившейся квартиры, так и услуги, связанные с регистрацией ДДУ, а в дальнейшем, и права собственности. Безусловно, навязывание любой услуги незаконно. Отказ от заключения ДДУ на основании отказа клиента от дополнительных услуг также незаконен, как бы менеджеры не напирали на «обычаи делового оборота» или на «у нас такие правила». Любые правила не должны вступать в противоречие с Законом о защите прав потребителей и антимонопольным законодательством.

И, тем не менее, не спешите сразу вставать в «позу», «качать права» и идти на принцип. Во-первых, речь, чаще всего, идет о вполне адекватной стоимости сэкономленных вами нервов и времени – оформив доверенность на сотрудника компании, вы перекладываете все заботы, связанные с регистрацией договора, на его плечи и, таким образом, вам не нужно будет отпрашиваться с работы, отодвигать какие-то другие дела, куда-то ехать…

Что же касается пресловутой «брони», то здесь тоже сложно дать однозначный совет. С одной стороны, почему вы должны оплачивать дополнительно то, за что менеджер получает свою зарплату? Но, с другой, пока вы добираетесь в центральный офис компании со своими документами, понравившаяся квартира действительно может «уйти» и быть реализована другому клиенту. Да и покупателей-шутников еще никто не отменял. А вот, если вы уже находитесь в офисе со всеми документами и сразу готовы приступить к оформлению договора, то условие «сначала бронь, а только потом договор» выглядит, как минимум, странно.

Спорить с менеджером по продажам в такой ситуации совершенно бессмысленно – он выполняет инструкции и ни на шаг от них не отступит, как бы вы не доказывали ему свою правоту. Требуйте руководство и фиксируйте всеми доступными способами факт незаконных поборов, чтобы в дальнейшем доказать, что данная услуга была вам навязана. Естественно, доказывать это, чтобы вернуть деньги, которые вы заплатили за «воздух», вам придется в судебном порядке. И, конечно же, опять тратить нервы и время… Но, не исключено, что девелопер, увидев ваш боевой настрой, уступит вашим законным требованиям и пойдет на компромисс.

Нужно отметить, что подобное положение дел спровоцировала ситуация, когда все квартиры у девелоперов буквально сметали в очередь и, таким образом, клиенты вынуждены были соглашаться с любыми условиями, которые диктовали им менеджеры по продажам, подписывая любые договоры и соглашаясь с такими рискованными формами оформления, как вексельные схемы, предварительные договоры, ЖСК, договоры займа… Многие из них сегодня называют себя обманутыми дольщиками.

На основании всего сказанного, совет: принимайте все свои решения с холодным сердцем и трезвым рассудком, взвешивая все «за» и против». В каких-то случаях действительно стоит побороться за свои права и, особенно, если речь идет о серьезных суммах, а в каких-то может оказаться, что «игра не стоит свеч». Только тогда не нужно удивляться, что и в дальнейшем такой девелопер продолжит некорректно относиться к законным правам своих дольщиков.