Стоять на чужом: покупать ли машиноместо в новостройке?

Размеры паркингов в столичных новостройках становятся все меньше и меньше. Встречаются даже такие жилые комплексы, где их нет вовсе, только так называемая гостевая парковка во дворах или по внешнему периметру дома, если тот построен по концепции «двор без машин». Казалось бы, это трагедия: где же парковаться? А вот и нет. Даже имеющееся минимальное число машиномест распродается плохо. А почему?

С подземными паркингами в столичных новостройках, расположенных в прежних границах города, дела обстоят не очень. Если, конечно, не брать во вниманием элитные объекты, где они не просто must have, но и число машиномест в них должно хотя бы вдвое превышать количество квартир в доме.

В остальных сегментах ситуация более грустная.

  • Как утверждают аналитики департамента новостроек агентства «Инком-недвижимость», среди комплексов бизнес-класса подземная парковка присутствует лишь в 73 случаев из 100, но даже там, где они есть, в 80% машиномест меньше, чем квартир.
  • В более низкой ценовой категории ситуация еще мрачнее: подземные паркинги есть немногим более чем в каждой четвертой новостройке, причем количество машиномест мест в них уже не просто меньше, чем квартир, а меньше в разы.

Казалось бы, при такой диспропорции машиноместа что в новостройках комфорт-класса, что в бизнес-классе, должны раскупаться как горячие пирожки. А вот и нет.


Как подсчитали аналитики, после ввода дома в эксплуатацию в новостройках средней ценовой категории нераспроданными остается 35% машиномест, а в дешевых и вовсе 60%.


А почему? Причин несколько.

  1. Во-первых, дороговизна подземных машиномест. А дешевыми они и не могут быть хотя бы по той причине, что любое подземное строительство – это всегда накладно. Чтобы соорудить помещение ниже поверхности земли придется потратить вдвое больше, чем за ту же площадь над землей. Как результат – на покупку подземного машиноместа придется выложить 7-10% от стоимости среднестатистической квартиры в той же новостройки. А у дольщиков лишних денег обычно нет, каждый второй из них и так для сделки использует заемные средства (ипотечный кредит и пр.). А если дополнительные средства у него вдруг и появляются, он предпочтет выбрать более габаритную или более удобную квартиру, а о парковке подумает лишь во вторую очередь.
  2. Во-вторых, хранить машину совсем не обязательно именно в подземном паркинге. Еще бывают паркинги наземные, а также плоскостные стоянки. Хоть что-то из этого набора застройщик обязан включить в проект – таковы требования строительных нормативов. А обойдутся все эти варианты дешевле подземных стоянок.
  3. В-третьих, из-за широкого распространения каршеринга многие вообще отказываются от личного автомобиля в пользу краткосрочной аренды чужой машины. Впрочем, тут есть своя ложка дегтя. Если у новостройки закрытая территория, оставить такую машину под окнами, завершив парковочную сессию, не получится. По правилам каршерига припарковаться модно лишь там, куда доступ имеет каждый пользователь сервиса. Иначе за такую стоянку придется продолжать платить, по той же таксе, что и за поездку. Но это останавливает не всех покупателей новостроек. Некоторые, особенно молодые, готовы пожертвовать близостью парковки к дому, и, оставив машину там, где это позволительно, остаток пути до дома преодолеть на своих двоих.
  4. Есть, наконец, и четвертая причина, возможно – самая главная. В тех же самых новостройках машиноместа можно не только приобрести в собственность, но и арендовать. Такую услугу могут предлагать и частные лица, и управляющие компании. При этом цена вопроса довольно заманчива. Скажем, если в московской новостройке бизнес-класса средняя стоимость покупки подземного машиноместа в собственность составляет 2,3 млн руб., то в аренду его можно взять за 18 тыс. руб. в месяц. В комфорт-классе соотношение такое: 900 тыс. руб. за покупки против ежемесячных 12 тыс. руб. за аренду. Тоже, конечно, не дешево, но все же куда реалистичнее по затратам.

машиноместо покупать или арендовать

Как полагают в «Инком-недвижимость», именно за ареной машиномест в новостройках будущее. Не зря же только за прошлый год спрос на аренду машиномест в недавно построенных в Москве домах невысокой ценовой категории вырос в 1,7 раз. Если раньше арендовать машиноместа предпочитали 32% владельцев квартир, то теперь этот же показатель составляет 54%.

 

Зачем мне это знать?

Если спрос на какой-либо товар или услугу начинает возрастать, самое время задуматься: а не стоит ли на не заработать? Не пора ли приобрести машиноместо в инвестиционных целях, тем более, что по новым правилам закона «Об участии в долевом строительстве» (214-ФЗ), даже если со стройкой что-то пойдет не так, те, кто заключил ДДУ на машиноместа будут защищены ровно так же, как и те, кто оформил договор на будущую квартиру.

Итак, при нынешних расценках на машиноместо и на их аренду, срок окупаемости в новостройках бизнес-класса составит 10,6 лет (2,3 млн. руб. / 18 тыс. руб. / 12 месяцев). Что, конечно, многовато, тем более, есть и другие расходы (налоги и плата за содержание паркинга).

В комфорт-классе окупаемость быстрее – 6,25 лет (900 тыс. руб. / 12 тыс. руб. / 12 месяцев). По мнению портала МосДольщик.рф, тут уже есть над чем подумать.