Апрельские тезисы рынка недвижимости 2018. Итоги

Что говорили представители государства и девелоперы о настоящем и будущем рынка на конференции «Коммерсанта».

Про 214-ФЗ

Вступающие в силу с 1 июля поправки в 214-ФЗ сильно осложнят

Поправки в 214-ФЗ несут массу положительных аспектов, мы писали об этом здесь. Однако, замминистра строительства Никита Стасишин считает, что некоторые изменения закона усложнят достройку проблемных объектов сторонними застройщиками из-за правила «один застройщик — одно разрешение на строительство».

Эта поправка вызвала бурную реакцию со стороны застройщиков, считающих, что данное правило ставит под вопрос возведение масштабных проектов очередями. Напомним, что для каждого объекта придется создавать отдельное юридическое лицо, что неизбежно приведет к увеличению сроков строительства и удорожанию объектов.

Кстати, сложности добавятся не только застройщикам, но и контролирующим органам которым придется следить за множеством юридических лиц.

Однако, Стасишин уверил, что власти работают над изменением этой поправки.

Про рост

По словам Игоря Майданова, руководителя Росреестра за 2017 год было зафиксировано 54,4 тысячи сделок с недвижимостью по договорам долевого участия (ДДУ). Эксперты связывают это в том числе со снижением ключевой ставки (с 10% до 7,75% в декабре 2017). В 2018 году рост числа сделок продолжился.

В марте нынешнего года Росреестр зафиксировал более 5,5 тысяч договоров.

Главный вопрос – будет ли рост продолжаться.

Состояние рынка недвижимости

Все эксперты сходятся в мнении, что рынок недвижимости меняется.

Гендиректор Дон-Строй Инвеста Алёна Дерябина заявила, что рынок сжимается и падает маржа. Вместе с рынком меняются и покупатели, они начинают ценить репутацию застройщика и очень детально изучать предложения на рынке.

Застройщики в свою очередь идут за покупателем и создают всё более интересные проекты.

Замминистра строительства Никита Стасишин подтвердил это тремя тезисами:

  1. клиенты готовы платить больше на лучшее жильё;
  2. клиенты стали очень тщательно отбирать проекты;
  3. клиенты начали оценивать репутацию застройщика.

Про проектное финансирование

Олег Мамаев, президент «Лидер Инвест», напоминает, что покупка недвижимости это инвестиция и каждый дольщик это инвестор. Так как это не профессиональный инвестор, то риски ложатся на государство и в случае проблем с застройщиком государство защищает дольщика, иными словами покрывает все потери неопытных инвесторов.

От редакции. Почему покупка квартиры по ДДУ это инвестиция мы писали здесь.

Олег Мамаев называет себя сторонником перехода на проектное финансирование и считает, что благодаря этому риски вложений в проект будут оцениваться банком, а не неопытными покупателями, что оздоровит рынок недвижимости.

«Текущая модель уже полноценно не работает, в том числе потому, что дольщики на старте не могут профессионально и качественно оценить предмет инвестирования, куда они несут деньги», — подытожил он.

От редакции. Проектное финансирование не панацея, подводные камни данной схемы мы описывали здесь.

Среди спикеров также были вопросы к проектному финансированию. Возникает новый игрок — банки. «Нас волнует распределение ролей», – комментирует эту тему Президент “Кортрос” Вениамин Голубицкий, – банки отнимут часть маржи девелопера и станут игроками девелоперского рынка, что не всегда хорошо.»

P.S.

Подобные мероприятия питают надежду о том, что бизнес и государство смогут найти лучшие методы взаимодействия, которые позволят всем игрокам рынка оказаться в плюсе.