Московские застройщики, чтобы продать новое жилье, вынуждены не отставать от новых трендов благоустройства, архитектуры и планировки. В то же время и архитекторам, и проектировщикам, и другим специалистам приходится учитывать экономические факторы, чтобы не увеличивать стоимость жилья. Мосдольщик.рф разбирался в том, как девелоперы, по выражению одного архитектора, женят ежа с ужом и насколько это выгодно покупателям квартир.   

Комфортная среда - продолжение квартиры
Комфортная среда - продолжение квартиры

 

Секцией по башне

Сергей Сенкевич, главный архитектор проектного бюро APEX
Сергей Сенкевич, главный архитектор проектного бюро APEX

Разные части Москвы застроят разными классами домов, считает главный архитектор АРЕХ Сергей Сенкевич. «Внутри Садового кольца – жильё премиального и люкс-классов в высотных башнях с 2-4 квартирами на этаже, — рассказал он участникам «Девелоперской среды «Фундамент будущего». – В  границах МКАД будут жилые здания бизнес и комфорт-классов». А в Новой Москве и за МКАД – «субурбия», то есть коттеджные посёлки и индивидуальное жилстроительство.

Между ними всеми – жилые комплексы эконом-класса, которые, по мнению архитектора, в черте города будут вытесняться всеми прочими. Это ЖК с 10-12 квартирами на этаже.  Небольшими квартирами – архитектор отмечает уменьшение средних величин общих площадей как в массовом, так и в бизнес-сегменте, причем в массовом жилье уменьшалось сильнее – на 13 кв. м (в бизнес – на 11 кв. м).

По прогнозу Сенкевича, дома с квартирами разной стоимости будут всё больше расходиться не только территориально. Дорогие квартиры будут «уходить» в башни-небоскребы, которые в конечном итоге вытеснят «гибрид ежа с ужом», как назвал он сочетание башен и секций.

Кроме того, по мнению эксперта, в столице побеждает тенденция вытеснения безликих зданий «Архитекторы знают и понимают, что «плоские фасады» проходят все реже, – отметил Сергей Сенкевич. – Город все чаще говорит, что надо остановиться и не делать фасад таким, каким он выгоден застройщику. В принципе, те стройматериалы, что сейчас доступны на рынке, вполне позволяют делать недорогие, но при этом «не плоские фасады»».

Что придумали архитекторы и специалисты по благоустройству в Москве
Форум «Девелоперская среда по продукту: фундамент будущего»

Каждому по маршруту

Город должен представлять собой единое организованное пространство, считают в известном своими удачными московскими проектами («Красный Октябрь», ЦПКиО им. М. Горького, Крымская набережная) архитектурном бюро Wowhaus. Здесь отвергли старое разделение дворов и микрорайонов на разного рода «взрослые» и детские зоны (двор-парк, городской променад, детская площадка, школьный двор и т.д.). Оно, собственно, как правило, и не соблюдается, потому что семьи часто гуляют вместе, старикам удобнее присматривать за внуками со скамеек на детской площадке…

В бюро предлагают девелоперам по возможности не делить единое пространство заборами, газонами и прочими барьерами (которые часто, по странной логике служб по благоустройству, располагаются как раз на самом удобном пути). На примере территорий нескольких ЖК и прилегающих к ним пространств (ЖК в Раменках, «Царская площадь», «Селигер сити», «Озерная 7», «Сердце столицы», «Грин парк», «Фили град», «Интонация», «Саввинская 17») в Wowhaus отработали систему маршрутов, добавив к функциональным (в школу, на работу, к автомобилям) спортивный, игровой и рекреационный. Маршруты продуманы и по отношению к временам года – есть зимние и летние сценарии их использования.

Спортивный маршрут закольцован и соединяет между собой спортивные объекты на территории. В его покрытии, которое, как правило, яркое и имеет разметку, используются мягкие материалы, комфортные для бега. Рекреационный маршрут связывает между собой площадки для тихого отдыха и занятий спортом пожилых людей, основные магазины и входы в окружающий микрорайон парк. Его отличительная особенность — отсутствие перепадов высот и уровней мощения. И, наконец, игровой маршрут (со специальной детской интуитивно понятной навигацией) связывает между собой жилые кварталы, школы, детские сады и игровые площадки. Но в бюро продумали не только маршруты, но и их перекрестки.

Иван Крашенинников, руководитель проектной группы Wowhaus
Иван Крашенинников, руководитель проектной группы Wowhaus

«Пересечение рекреационного маршрута с детским реализует сценарий общения родителей и детей, внуков со своими бабушками и дедушками, — объяснил руководитель проектной группы Wowhaus Иван Крашенинников. – Пересечение рекреационного маршрута со спортивным вдохновляет пожилых людей заниматься спортом с удовольствием и безопасно для своего здоровья. На пересечениях детского и спортивного маршрутов образуются площадки для всей семьи».

 

Парки идут в комплексы

На сегодняшнем рынке, когда продажи жилья идут медленнее, чем раньше, благоустройство и архитектурные особенности, не выходя за пределы пары-тройки процентов себестоимости, становятся для девелоперов мощным конкурентным преимуществом, отмечают эксперты. Самое главное, что это, как правило, не влияет на цену – а жить всё равно удобнее и приятнее.

С помощью новых технологий благоустройства теперь можно стало воплотить желание многих москвичей «жить ближе к природе». Не случайно близость к зеленой зоне, как ранее писал Мосдольщик.рф, поднимает цену жилья сразу на 25-30%.

Андрей Кочетков, генеральный директор компании DEREVO PARK
Андрей Кочетков, генеральный директор компании DEREVO PARK

По словам генерального директора компании DEREVO PARK Андрея Кочеткова, сначала ландшафтным оформлением дворов озаботились в премиум-классе, затем в проектах бизнес-класса, потом в «комфорте». Кочетков надеется, что когда-нибудь эта мода дойдет до эконом-класса, потому что конкуренция среди девелоперов растет и они «сейчас думают не только квадратными метрами».  В Москве, правда, у этой санкт-петербургской компании был реализован лишь один такой проект – в ЖК Wow (застройщик «Страна Девелопмент»).

Главное при этом – не забывать о людях, создавать пространство для их общения, а не просто охраняемые «зеленые массивы», считает Андрей Кочетков. «При проектировании парков не стоит забывать об их программировании, — отметил он. Мы выявляем, какие группы населения будут посещать парк, какие там будут активности. Программирование помогает, в том числе с контролем проходимости».